автор: Горбунов Александр
Дата публикации: 22, 3, 2020
В последние годы наблюдалось принципиальное разделение рынка беспилотников на летательные аппараты самолетного и мультироторного типов. У каждой группы беспилотных воздушных судов есть как свои явные преимущества, так и неизбежные недостатки, а кроме того и особенности эксплуатации и ограничения в применении. Новым компромиссным решением стало появление целого класса БПЛА самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой.
Классический вариант беспилотника. Есть несущая поверхность крыла, есть фюзеляж, хвостовое оперение, управляющие поверхности, двигатель (ДВС или электрический), воздушный винт (тянущий или толкающий). Модификаций множество, но принцип полета один и тот же для всех: двигатель раскручивает воздушный винт, тот создает тягу, которая разгоняет аппарат в воздухе, скорость обеспечивает подъемную силу на крыле (благодаря аэродинамическому профилю). Пока мотор работает – подъемная сила поддерживается на необходимом для полета уровне. Двигатель остановился – скорость снижается, подъемная сила падает и самолет либо теряет высоту, чтобы сохранить скорость (планирует), либо теряет скорость и срывается в штопор. В классическом самолетном крыле для увеличения подъемной силы может быть задействованы закрылки (на взлете и посадке), но на беспилотниках в основном они отсутствуют.
Более поздняя модификация, пришедшая на смену вертолетному типу летательных аппаратов, которые так и не получили популярности в беспилотной промышленности в связи с высоким уровнем технической сложности как в обслуживании, так и в контроле управления полетом.
Большое разнообразие мультироторных схем беспилотников определяется в первую очередь количеством и расположением электрических двигателей и лопастей, создающих тягу и управление полетом. Так наиболее популярными моделями являются квадрокоптеры, гексакоптеры и октокоптеры. Притом, последние могут быть еще и с соосным расположением моторов 4+4 для обеспечения более высокой тяги.
В отличие от самолетного типа летательного аппарата единственным источником подъемной силы коптера является тяга воздушного винта, раскручиваемого электрическим двигателем. Поэтому для нахождения аппарата в воздухе непрерывно расходуется электроэнергия аккумуляторной батареи на борту. Управление в полете происходит так же за счет изменения скорости вращения роторов. Крен и тангаж определяются изменениями тяги лопастей на противоположных лучах, а направление по курсу корректируется разницей крутящих моментов двигателей, создавая общий крутящий момент в одну или другую сторону.
При разряде батареи и потере необходимой тяги для поддержания полета – мультироторный летательный аппарат неизбежно теряет высоту и переходит в неуправляемое падение. Никакой возможности совершить планирование и мягкую посадку в этом случае у него нет. То же самое происходит и при отказе двигателя или разрыве лопасти в воздухе.
Наиболее удачной гибридной аэродинамической схемой на сегодня можно назвать VTOL – самолет с вертикальным взлетом и посадкой (vertical take-off and landing). Беспилотник является полноценным самолетом с возможностью вертикального полета в режиме квадрокоптера.
Рассмотрим один из вариантов компоновки. Две хвостовые балки размещают на себе 4 мотора для вертикального взлета и посадки по схеме квадрокоптера. Фюзеляж имеет маршевый двигатель с толкающим винтом для горизонтального полета в самолетном режиме. Крыло состоит из двух консолей, имеет два элерона в качестве управляющих поверхностей. Хвостовое оперение V-образное. Данная модель беспилотника самолетного типа с вертикальным взлетом сочетает в себе все преимущества обеих аэродинамических схем ( самолетной и мультироторной) и исключает рассмотренные выше недостатки каждой из них. Таким образом, использование такого летательного аппарата значительно расширяет круг задач, с которыми он может эффективно справляться и снижает требования к условиям эксплуатации и необходимости использования дополнительного оборудования. Мы предлагаем готовые к полету беспилотники Aspasia 2.